Религия и страх

Базовые сведения о религиях и религиозных учениях. Этот раздел знакомит с широким кругом вопросов, имеющих актуальное значение для понимания вероучения, культа и моральных принципов основных религиозных направлений, с особенностями современного богословия, а также с кратким очерком истории атеизма и т. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей. Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Широко известно высказывание Энгельса из"Анти-Дюринга" о том, что религия существует как непосредственная, г.

Что такое психология религии (веры)? В каких случаях можно обращаться за помощью?

Религия и страх Религия это элемент культуры. А культура активно использует страх. Про другие источники страха, можно посмотреть здесь.

Психология ислама и религиозного фундаментализма .. доминированием эмоций страха, гнева, ревности, ненависти, зависти и мстительности.

Религиозный страх и религиозная любовь Самый обычный человеческий страх , который является защитой психики — инстинктом самосохранения — это нормальная реакция человеческого организма на внешнюю угрозу, он выполняет сигнальную функцию. Религиозный страх направлен на иллюзорные объекты — страх гнева божьего, Ада, дьявола и т. Это является негативным фактором, потому что страх человека, в данном случае, направлен на решение проблем, которые связаны с тем объектом, которого не существует.

А если кто-то и согрешил, то потом ходит как неприкаянный и мается, бедняга, пытаясь оправдать себя перед тем, чего даже не существует. Религиозный страх также подразумевает под собой соблюдение церковных канонов, целый ряд предписаний, которые устанавливает религия и посредством этого человек становится рабом собственного вымысла. Религия также искажает и понятие любви. Вместо здорового чувства к близкому человеку, часто посредством религии получается любовь через призму любви к богу.

Книга приведена с некоторыми сокращениями Религиозная психология и психология религии Одно из наиболее массовых и стойких социально-психологических явлений — религиозная психология сопутствовала человечеству на протяжении большей части его истории и играет еще немалую роль в настоящее время. До сих пор нередко смешивают два термина: Религиозная психология — это совокупность социально-психологических явлений, относящихся к области религии как формы общественного сознания.

Религиозные представления, религиозное чувство, суеверия сочетаются с ритуальным поведением и рядом производных явлений: Психология религии — это раздел социальной психологии, изучающий социально-психологические явления религиозного сознания.

Если прибавить к этому страх темноты, боязнь различных житейских . Бывает, что страх человека основан вроде бы на религиозном чувстве: это.

Но констатация этого факта недостаточна для проникновения в природу религиозных чувств, для выявления их специфики. Ведь чувства играют существенную роль не только в религии, но и в иных формах общественного сознания, например в искусстве, морали. Советская психологическая наука уделила изучению эмоциональных процессов значительное внимание. В ряде работ советских психологов справедливо указывалось на необходимость вычленения в эмоциональных процессах двух аспектов: С точки зрения психологического содержания чувства делятся на положительные радость, любовь и т.

В отличие от познавательных процессов чувства не просто отражают явления и предметы окружающего мира, но выражают определенное отношение человека к этому миру. Чувства относятся к сфере психики человека, но интенсивные чувства могут вызвать существенные изменения целого ряда жизненных, в том числе и физиологических, функций организма. Эти органические изменения, как убедительно показано в работе Л. Джемс , а, напротив, их следствием Советские психологи отмечали, что для правильного понимания места того или иного чувства в жизни личности важно учитывать психологическое содержание чувства и его направленность, его объект.

Выделенные общей психологией аспекты эмоциональных процессов чрезвычайно важны для правильного понимания религиозных чувств. Смешение этих аспектов неизбежно ведет к ложному пониманию религиозных переживаний, искажает и затемняет их специфику. Это подтверждает анализ подходов к решению проблемы религиозных чувств в немарксистской психологии религии.

РЕЛИГИОЗНЫЕ ЧУВСТВА

Психология верующих Особенности религиозной психологии Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы:

Однако необходимо отдать должное стремлению немецкого философа выйти за узкие рамки страха при объяснении психологических истоков религии.

Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы: Религиозная психология отличается от идеологии как по своему соотношению с экономическим базисом, с объективными условиями жизни людей, так и по своей структуре, по своим компонентам. В религиозной психологии следует различать несколько составных частей.

Она представляет собой совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий, которые в значительной мере рождаются стихийно, как непосредственное отражение бессилия людей перед лицом социальных условий их жизни. Религиозные идеи и представления Значительным своеобразием в сфере массового сознания обладают религиозные идеи и представления. Во—первых, они носят несистематизированный, хаотический характер.

В сознании громадного большинства верующих религия существует не в виде какой—либо оформленной системы догматов и мифических представлений, а чаще всего в виде отдельных образов, идей, картин, мифических рассказов и т. Во—вторых, в массовом религиозном сознании преобладают не отвлеченные идеи и догматы, а наглядные представления и образы. Религиозная вера невозможна без эмоционального отношения к сверхъестественным объектам, созданным человеческим воображением.

Психология религии

Религия представляет собой весьма сложное образование. Она выступает как совокупность нескольких элементов: Структура религиозного сознания Как и в других формах общественного сознания, в религии следует различать два уровня две сферы:

Христианство и страх - Свидетельства - Михаил Гефтер. и с религиозной точки зрения, а не с психологической, что привело к.

Что такое психология религии веры? В каких случаях можно обращаться за помощью? Пихлгия лигии знимт в бльш мт в вмннм ми. и для кг н кт, чт впми вы мы птянн тлкивмя в вй пвднвнй жизни: И здь пихлг длжн вти бльшю пвтитлькю и пктичкю бт, цлью ктй являтя взвщни клинт дшвнг кмфт и тяги к дльнйшм мбзвнию. т пимный пик пблм, ктыми мжн бщтья з пмщью к пцилитм в блти пихлгии лигии: взмжнть вмщния личных лигизных взглядв нктыми пдхдми в вмннй пихлгии пцилит в блти пихлгии лигии н вих пзициях тит ближ к вющим людям, нжли к нвющим ; 3.

бхдимть шния мжличнтных пблм, имющих лигизню кк; 4. Стмлни нйти выхд из лжившйя тднй итции, кгд в нвны пихлгички мтды кзлиь бзпшными или нпимлмыми ; 5. Жлни плчить любю дгю кнльтцию или пмщь пзиций пихлгии лигии вы. мтя н нктю нтндтнть в пдхдх, пцилит в блти пихлгии лигии н змнят бй вящннлжитля, лишь выплнят пихлгичкю бт в пдлх вй кмптнции. Пихлгия лигии — тль пихлгии, изчющя пихлгички и цильн-пихлгички фкты, блвливющи бннти лигизнг знния. Пыття пнять и бъянить пвдни вющих в цлм и пдтвитлй зличных лигизных тчний в чтнти.

Этт здл пихлгии илдт дшвны пцы, выжющия в лигизных пживниях и тянии дши нбжнть, блгчти и п.

Советская школа психологии религий

Выделяют два уровня религиозного сознания: Для психологии религии типичны два вида отношения к религии как таковой: С первой точки зрения, следует принципиально отказаться от выяснения вопроса об истинности или ложности религиозных представлений, как таковых, что выходит за пределы компетенции психологии как науки. Так было решено на Всемирном психологическом конгрессе. С теологической точки зрения, само существование религиозных верований, встреча в них человека с Богом, объясняется действительной наличием сверхъестественного священного, божественного - вне природного мира, что окружает человека, находящегося в глубинах самой человеческой души.

Этому неизвестному соответствует признак страха в чувстве вины. Если табу выражается преимущественно в запрещениях, то простое соображение.

Религиозно-психологический комплекс включает многие элементы: Его содержание воплощает в себе единство, взаимосвязь и взаимное проявление религиозной идеологии и религиозной психологии. Религиозная потребность относится к духовным потребностям человека. Ее основой служит религиозная вера различного рода догматы, тексты, представления, свойства, связи и т. Поэтому религиозную потребность личности можно определить как потребность в отправлении культовых действий, посредством которых осуществляется взаимодействие личности с потусторонним миром.

Именно в этом, по мнению исследователей, и заключается специфика религиозной потребности, отличающей, отличающая ее от других потребностей человека Угринович Д. Известно, что в е. Сделано это было для того, чтобы религиозная потребность верующих постепенно ослаблялась и отмирала. В других же странах, где отношение к религии и церкви было противоположным, наоборот, создавались такие социальные условия, которые укрепляли и усиливали религиозную потребность людей.

В вооруженных силах многих зарубежных государств эти условия обеспечиваются как правовыми гарантиями, закрепленными в законах, уставах и наставлениях, так и конкретными мероприятиями, например: Следует отметить, что религия удовлетворяет не только потребность верующих в совершении религиозных обрядов, молитв, но и многие нерелигиозные потребности людей, например, познавательные, мировоззренческие, нравственные, эстетические и др.

Реферат на тему Психология верующих

Глава четвертая Социально-психологическая сущность религиозного утешения Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Мы исследуем религиозное утешение в социально-психологическом плане. Иначе говоря, нас интересует, как реализуется религиозное утешение в психике верующего, а также в сознании религиозной группы.

Иррациональный страх."Иррациональные страхи" гомофобии с точки зрения психологии, культуры и религии неизменно растет.

Для эксперимента были приглашены 15 монашек из ордена кармелитов. Исследователи обнаружили несколько областей мозга, в которых при вспоминании мистического опыта активность была выше, чем в областях, отвечающих за эмоции. К примеру, высокой она оказалась в зоне так называемого хвостатого ядра, ассоциирующегося с чувствами радости и блаженства. Исследователи обнаружили также активность в областях, связанных с телесными ощущениями в целом, что, возможно, и объясняет ощущение единства с Богом и с окружающими людьми.

Кроме этого, обнаружились нейрофизиологические изменения, типичные для глубокого сна и медитации. В предыдущих исследованиях уже высказывалось предположение о связи такого опыта с особой зоной мозга. В частности, работа с пациентами, страдающими эпилепсией и проявляющими религиозные чувства, показала, что возбуждение в области, называемой темпоральным кортексом, может быть связанной с религиозными чувствами.

Новое исследование показало, что при религиозном опыте усиливается активность не только в темпоральном кортексе, но и в других областях. Поэтому, по мнению Борегара, религиозный опыт — комплексное эмоционально-когнитивное явление. Борегар говорит, что возможно воспроизвести переживания монашек, используя специальную технику, и хотел бы попробовать сделать это в будущем. Вера Определимся, что вера - предельная убежденность, когда просто нет ничего в голове, что могло бы заставить усомниться подробнее см.

Изначально мы пока еще ничего не понимаем в некоем данном акте восприятия-действия, то есть нет никакой уверенности в том, что какое-либо из наших действий приведет к желательному или не желательному.

Психология духовности, веры и религии

Эмоциональные процессы верующих людей с точки зрения их физиологической основы и основного психологического содержания ничего специфического в себе не содержат. С религиозными верованиями связываются самые обычные человеческие чувства: Поэтому несостоятельна попытка психологически обособить религиозное чувство, противопоставив его всем остальным. Но, возражая против понимания религиозного чувства теологами и идеалистами, мы не должны забывать, что, связываясь с религиозными представлениями, эмоции верующих приобретают известную специфику.

Своеобразие психологии верующих людей следует искать не в области их нервно—физиологических механизмов. Нет никаких особых физиологических процессов или механизмов, которые лежали бы только в основе религиозного сознания, которые были бы присущи исключительно религиозным людям.

Нервно-психическое напряжение, вызванное страхом, стимулирует работу фантазии, и в сознании человека появляются религиозные призраки.

Психология религии С одной стороны, с этим трудно не согласиться — понимание тех религиозных явлений, которые связаны с внутренним миром человека, возможно прежде всего в рамках психологического исследования. С другой стороны, такое понимание никак нельзя признать универсальным — представитель, например, бихевиористского направления в психологии занял бы прямо противоположную позицию, заявив, что так называемая внутренняя сторо на религиозности не может и не должна изучаться вообще, а настоящий предмет исследования может составить только религиозное поведение в его соотношении со средой, в которой оно формируется.

Такую точку зрения разделили бы последователи И. Мак-Даугалла или представители структуралистской школы. Тем не менее, для значительной части исследователей, работавших в этой области, именно подход, сформулированный Джемсом, оставался главенствующим на протяжении долгого времени. В поле зрения психологии религии в первую очередь попадали явления субъективного Мира человека: При этом не обязательно речь шла о внутреннем мире индивидов, имеющих религиозную установку, объектом рассмотрения могла стать и психология беэрелигиозно-го индивида, изучаемая под соответствующим углом зрения.

Но действительно ли психология религии ограничивается одной лишь внутренней религиозностью? При ближайшем рассмотрении становится очевидным, что задача различения в религии внутренней и внешней сторон сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Существует значительный пласт религиозных явлений интерсубъективного характера, к ним относятся, в первую очередь, вероучение и система религиозной социализации воспитания и обучения.

Так, вероучение объективно, поскольку существует вне и независимо от воли и сознания приверженцев той или иной религии, зафиксировано в текстах или устной традиции и сохраняется или развивается усилиями религиозной организации. Однако в то же время оно субъективно, т. Аналогичным образом система религиозной социализации включающая все исторические формы трансляции религиозности из поколения в поколение, от первобытных инициации до духовных академий также объективна — она есть данность общественной жизни, существующая вне и независимо от отдельных людей, в частности, тех, кто оказывается в сфере ее влияния; кроме того, используя объективированные, социально закрепленные стандарты методы воспитания и обучения, учебники, эталоны, авторитеты и т.

ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ

То есть, не остаётся места для рассуждений. Я просто обязан стать христианином, потому что, если нет - то я попаду в ад. Какая бы философская, догматическая, откровенческая база под это не подводилась - это запугивание человека. В этом плане мне очень нравится сикхизм Вопрос о том, что будет с человеком после смерти, сикхи рассматривают следующим образом.

психология религии. Основными рычагами манипуляции людьми в религии являются такие два понятия как страх и любовь. Каждый.

Религия и страх Вероятно, в основе большинства религий лежит страх перед потусторонними силами. Отчего я охвачен ужасом? В Священном Писании мы читаем: Одна из функций религии — забота о спасении. От чего же мы хотим спастись? От ужаса, от бессилия, от смерти, от темных сил, от хаоса и абсурда. Многие религии представляют Бога защитником. В м псалме мысль эта звучит с патетической выразительностью: Перьями своими осенит тебя, И под крыльями Его будешь безопасен.

Какой наивный и трогательный образ: Религия помогает человеку преодолеть душевные потрясения, тревогу и страх, победить хаос. Псалмы Давида выражают пронзительное ощущение потерянности и принадлежат к лучшим образцам поэтического мастерства:

Психология веры, страха и смелости